14 апреля 2010 г. был принят Закон № 12 Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве.

О первом опыте его правоприменения на прессконференции на тему Как в Москве решается проблема социального сиротства? рассказала первый заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Т.А. Неверова.

Социальный сирота это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по какимто причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя государство и общество в виде опеки, попечительства и патроната.

Принятый 14 апреля 2010 г. Закон Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве регулирует отношения в сфере организации и деятельности по опеке и попечительству. Кроме того, в законе подробно прописана такая форма семейного устройства сирот, как патронатное воспитание. Патронатное воспитание будет устанавливаться по трехстороннему договору, который будет заключаться между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем на срок от трех месяцев до года.

В законе также введена такая норма, как социальный патронат комплекс мер, направленных на становление мероприятий по образованию, воспитанию ребенка и по сохранению детско-родительских отношений, то есть по сохранению ребенка в его кровной семье.

Социальный патронат устанавливается над семьей, в которой появляется малейшее неблагополучие, конфликтные ситуации, жестокое обращение, исполнение не должным образом родительских обязанностей. Главная цель этого вмешательства в семью налаживание детско-родительских отношений для предотвращения таких серьезных послед ствий, как ограничение или лишение родительских прав.

Следующее нововведение в Законе Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве постинтернатный патронат комплекс мероприятий, предназначенных для детей-сирот выпускников сиротских учреждений в возрасте от 18 до 23 лет с целью их социальной адаптации. В социальном приюте в Ступино, который находится в подчинении Департамента семейной и молодежной политики, этой работе уделяется самое серьезное внимание. Администрация учреждения отслеживает каждого выпускника: получил ли он квартиру, где учится или работает, какая ему необходима помощь. Мы, наблюдая за работой этого учреждения, пришли к выводу, что такой социальный патронат нужен каждому выпускнику, отметила Т.А.

Неверова. Ведь сегодня из учреждений для детей-сирот выпускники выходят во взрослую жизнь практически неподготовленными.

Многие не работают, не учатся, сдают свои квартиры, сбиваясь стайкой в одну.

Цель постинтернатного патроната дать каждому выпускнику наставника, который бы неформально заботился о нем и сопровождал по жизни.

В Законе также введен термин дети, нуждающиеся в помощи государства он относится к семьям, где только намечается какое-либо неблагополучие. Этим детям нужно повышенное внимание со стороны органов опеки и попечительства.

Кроме того, по словам Т.А. Неверовой, в Законе постарались прописать льготы для приемных и патронатных воспитателей. Они относятся к профессиональным воспитателям, которые выполняют функции по воспитанию и образованию приемных детей на профессиональной основе. За это им выплачивается профессиональное вознаграждение, которое сегодня составляет 15 155 рублей на каждого ребенка. Если раньше льготы давались только опекунским семьям, то сейчас их распространили и на приемные семьи это компенсация жилищно-коммунальных платежей, оплаты за телефон, предоставление раз в год путевки на семейный отдых.

Если человек взял на воспитание в семью ребенка-инвалида, то выплата увеличивается на 70%. По Москве за прошлый год взято на воспитание в семью 72 ребенкаинвалида. В столице отмечается рост количества приемных семей. Так, если два с половиной года назад в Москве было 26 приемных семей, то на сегодняшний день их 210, где воспитываются 312 детей-сирот.

Т.А. Неверова также рассказала, что изменилось с 1 июля 2008 г., когда вступил в силу Закон города Москвы № 51. Так, численность специалистов органов опеки и попечительства была увеличена в 2,5 раза: если раньше один специалист опеки и попечительства принимался на работу из расчета один специалист на 5 тысяч детского населения, то сейчас этот норматив снижен до 2 тысяч детского населения. Сегодня в органах опеки и попечительства столицы работают около 5 тысяч специалистов. По словам Т.А. Неверовой, это позволило улучшить профилактическую работу, обеспечить раннее выявление семейного неблагополучия и, как следствие, снизить на 810% количество выявляемых семей с детьми-сиротами.

Отдельные полномочия по опеке и попечительству в Москве переданы муниципалитетам.

Кроме того, Т.А. Неверова подвела некоторые итоги деятельности после вступления в силу постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. № 1061-ПП О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009 2011 гг.. На 810% снизилось число ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей.

Увеличилось число детей, устраиваемых в замещающую семью. Почти на 1000 человек снизилось число сирот по состоянию на 1 июля 2010 г.

их в Москве 5521 человек.

Удалось закрыть 8 учреждений для детей-сирот.

Отвечая на вопрос корреспондентов, Т.А. Неверова нарисовала портрет среднестатистической семьи, которая берет на усыновление детей. Наиболее распространенная группа людей это те, кто состоялся в жизни, кто вырастил собственных детей, но еще имеет силы, возможность и потребность заботиться о ком-то. Еще одна категория, не очень многочисленная (около 15%), это лица, у которых по какимлибо причинам (в основном медицинского характера) нет собственных детей. Эти люди, как правило, берут на усыновление детей младшего возраста.

Есть еще небольшая категория людей, которые лишились своего биологического ребенка и хотят усыновить сироту.

В настоящее время на базе ГУ Московская служба психологической помощи населению и центров социальной помощи семье и детям работают 22 школы приемных родителей.

В центрах социальной помощи семье и детям на сегодняшний день состоят на учете более 35 тысяч семей.

Сотрудники центров осуществляют социальный патронат этих семей: отслеживают успеваемость и поведение детей в школе, микроклимат в семье; обмениваются информацией об этих детях и семьях с социальными педагогами образовательных учреждений, инспекторами отделений по делам несовершеннолетних ОВД, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Таким образом, проблема социального сиротства может быть решена только при объединении усилий государства, общественных институтов и организаций, общества в целом.

М. Селиверстова