Пятый год в нашей стране идет реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Многие жители давно стали собственниками своих квартир. Люди получили право покупать и продавать свои квартиры и широко этим пользуются. Покупая квартиры, многие смотрят на техническое и санитарное состояние домов, подъездов, территорий.

Часто жители возмущаются качеством предоставляемых услуг по эксплуатации домов. Однако изменить сложившуюся ситуацию не торопятся, нередко препятствуют этому процессу и продолжают думать, что кто-то эту задачу решит. Вероятно, решит, но кто и как? Об этом нашему корреспонденту рассказала заместитель начальника отдела ЮАО ГУП Московский городской единый информационноаналитический центр Н.Н. Аркатова:

До принятия закона о приватизации жилье находилось в собственности государства, кроме кооперативного и ведомственного жилья. Это означало, что у жилищно-коммунального хозяйства был один собственник, который определял способ управления жилищным комплексом, утверждал нормативы оплаты коммунальных услуг, сроки и размеры текущего и капитального ремонта домов. После вступления в силу закона о приватизации жилья в домах стали появляться другие собственники. Одновременно с процессом приватизации жилья создавались коммерческие организации, развивались и совершенствовались рыночные отношения между производителями товаров, поставщиками услуг и потребителями этих товаров и услуг. Этот процесс охватил все сферы нашей жизни, кроме сферы жилищно-коммунального хозяйства, что привело к серьезным юридическим и экономическим противоречиям. Остро встал вопрос реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

25 марта 2005 года был принят Жилищный кодекс Российской Федерации, который призван привести систему управления ЖКХ, взаимодействие всех составляющих этой системы в соответствие с реальными условиями нашей жизни. Для собственника пришло время принять очень важное решение. Сложность в принятии такого решения заключается в том, что большинство людей впервые стали собственниками, впервые обязаны участвовать в управлении своей собственностью, которая включает квартиру или часть квартиры и долю, пропорциональную площади квартиры или части квартиры, в местах общего пользования дома. Эту долю выделить и приватизировать во всех элементах здания и систем жизнеобеспечения для каждого собственника невозможно. Эти доли составляют единый коллективный организм дом, обеспечивающий жизнедеятельность каждой квартиры, каждого собственника.

Как определить способ управления неделимым имуществом при наличии большого числа собственников на это имущество? Известен один способ выражения коллективного мнения голосование.

Жилищным кодексом РФ определены три способа управления жилыми домами, из которых один способ индивидуальное управление для многоквартирных домов не подходит. Остаются два других способа:

создание товарищества собственников жилья (ТСЖ);

выбор управляющей организации.

ТСЖ это самая демократичная форма объединения разрозненных собственников, это инструмент взаимодействия со всеми структурами общества, инструмент контроля доходов и расходов по содержанию дома, инструмент защиты интересов и конституционных прав каждого собственника на всех уровнях власти, а также в судах.

ТСЖ это коллективное управление домом. Высшим органом ТСЖ является общее собрание собственников, на котором выбирается правление во главе с председателем и делегируются полномочия по управлению домом на период между собраниями.

ТСЖ может самостоятельно организовать управление своим домом или выбрать для этой цели управляющую организацию.

В ТСЖ действуют те же нормативы, те же дотации, те же субсидии.

Организовать и провести общее собрание собственников в доме в соответствии с Жилищным кодексом РФ непросто, и на это требуются существенные материальные затраты. Учитывая экономическое положение большинства жителей нашего города и ответственность за значительную государственную (муниципальную) часть собственности в каждом доме, Правительство Москвы постановлением № 398 от 26 мая 2007 г. утвердило программу создания ТСЖ в каждом доме города Москвы.

Государство выделило огромные деньги по проведению капитального ремонта в домах и призвало собственников через создание ТСЖ контролировать расходование выделенных средств и качество выполняемых строителями работ. В таком контроле, в первую очередь, должны быть заинтересованы собственники. Крупным собственником жилья в каждом доме является государство в лице Правительства Москвы.

Постановлением № 1032 от 4 декабря 2007 г. Правительство Москвы утвердило программу Ответственным собственникам отремонтированный дом. В соответствии с этой программой ремонт в доме должен проходить под контролем правления ТСЖ. Без подписи председателя ТСЖ в акте выполненных работ подрядчику не выплачиваются деньги. Управы и ГУ ИС районов организуют информационные собрания длясобственников, на которые приглашают сотрудников ГУП МосгорЕИАЦ, в частности, меня. Хотелось бы видеть большую активность и большую заинтересованность собственников в получении информации, а также большее участие в судьбе своего дома, от состояния которого зависит и качество жизни в нем каждого человека, и стоимость принадлежащего собственнику имущества (квартиры).

Институт домовых комитетов и старших по домам и подъездам предполагал выявление активистов, которые смогли бы с успехом стать членами и председателями правлений, активно участвовать в реформировании ЖКХ, быть проводниками постановлений Правительства РФ и Правительства Москвы. Однако члены домовых комитетов заняли прямо противоположную позицию: отговаривают жителей от посещения информационных собраний, от участия в проводимых голосованиях и т. д.

Собственник должен понять, что его участие в выборе способа управления общедомовым имуществом обязательно, дом не может функционировать в том виде, в котором он находился до сих пор.

В противном случае способ управления домом будет определен на конкурсной основе.