Пятый год в нашей стране идет реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Многие жители давно стали собственниками своих квартир. Люди получили право покупать и продавать свои квартиры и широко этим пользуются. Покупая квартиры, многие смотрят на техническое и санитарное состояние домов, подъездов, территорий.

Часто жители возмущаются качеством предоставляемых услуг по эксплуатации домов. Однако изменить сложившуюся ситуацию не торопятся, нередко препятствуют этому процессу и продолжают думать, что кто-то эту задачу решит. Вероятно, решит, но кто и как? Об этом нашему корреспонденту рассказала заместитель начальника отдела ЮАО ГУП «Московский городской единый информационноаналитический центр» Н.Н. Аркатова:

— До принятия закона о приватизации жилье находилось в собственности государства, кроме кооперативного и ведомственного жилья. Это означало, что у жилищно-коммунального хозяйства был один собственник, который определял способ управления жилищным комплексом, утверждал нормативы оплаты коммунальных услуг, сроки и размеры текущего и капитального ремонта домов. После вступления в силу закона о приватизации жилья в домах стали появляться другие собственники. Одновременно с процессом приватизации жилья создавались коммерческие организации, развивались и совершенствовались рыночные отношения между производителями товаров, поставщиками услуг и потребителями этих товаров и услуг. Этот процесс охватил все сферы нашей жизни, кроме сферы жилищно-коммунального хозяйства, что привело к серьезным юридическим и экономическим противоречиям. Остро встал вопрос реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

25 марта 2005 года был принят Жилищный кодекс Российской Федерации, который призван привести систему управления ЖКХ, взаимодействие всех составляющих этой системы в соответствие с реальными условиями нашей жизни. Для собственника пришло время принять очень важное решение. Сложность в принятии такого решения заключается в том, что большинство людей впервые стали собственниками, впервые обязаны участвовать в управлении своей собственностью, которая включает квартиру или часть квартиры и долю, пропорциональную площади квартиры или части квартиры, в местах общего пользования дома. Эту долю выделить и приватизировать во всех элементах здания и систем жизнеобеспечения для каждого собственника невозможно. Эти доли составляют единый коллективный организм — дом, обеспечивающий жизнедеятельность каждой квартиры, каждого собственника.

Как определить способ управления неделимым имуществом при наличии большого числа собственников на это имущество? Известен один способ выражения коллективного мнения — голосование.

Жилищным кодексом РФ определены три способа управления жилыми домами, из которых один способ — индивидуальное управление — для многоквартирных домов не подходит. Остаются два других способа:

• создание товарищества собственников жилья (ТСЖ);

• выбор управляющей организации.

ТСЖ — это самая демократичная форма объединения разрозненных собственников, это инструмент взаимодействия со всеми структурами общества, инструмент контроля доходов и расходов по содержанию дома, инструмент защиты интересов и конституционных прав каждого собственника на всех уровнях власти, а также в судах.

ТСЖ — это коллективное управление домом. Высшим органом ТСЖ является общее собрание собственников, на котором выбирается правление во главе с председателем и делегируются полномочия по управлению домом на период между собраниями.

ТСЖ может самостоятельно организовать управление своим домом или выбрать для этой цели управляющую организацию.

В ТСЖ действуют те же нормативы, те же дотации, те же субсидии.

Организовать и провести общее собрание собственников в доме в соответствии с Жилищным кодексом РФ непросто, и на это требуются существенные материальные затраты. Учитывая экономическое положение большинства жителей нашего города и ответственность за значительную государственную (муниципальную) часть собственности в каждом доме, Правительство Москвы постановлением № 398 от 26 мая 2007 г. утвердило программу создания ТСЖ в каждом доме города Москвы.

Государство выделило огромные деньги по проведению капитального ремонта в домах и призвало собственников через создание ТСЖ контролировать расходование выделенных средств и качество выполняемых строителями работ. В таком контроле, в первую очередь, должны быть заинтересованы собственники. Крупным собственником жилья в каждом доме является государство в лице Правительства Москвы.

Постановлением № 1032 от 4 декабря 2007 г. Правительство Москвы утвердило программу «Ответственным собственникам — отремонтированный дом». В соответствии с этой программой ремонт в доме должен проходить под контролем правления ТСЖ. Без подписи председателя ТСЖ в акте выполненных работ подрядчику не выплачиваются деньги. Управы и ГУ ИС районов организуют информационные собрания длясобственников, на которые приглашают сотрудников ГУП «МосгорЕИАЦ», в частности, меня. Хотелось бы видеть большую активность и большую заинтересованность собственников в получении информации, а также большее участие в судьбе своего дома, от состояния которого зависит и качество жизни в нем каждого человека, и стоимость принадлежащего собственнику имущества (квартиры).

Институт домовых комитетов и старших по домам и подъездам предполагал выявление активистов, которые смогли бы с успехом стать членами и председателями правлений, активно участвовать в реформировании ЖКХ, быть проводниками постановлений Правительства РФ и Правительства Москвы. Однако члены домовых комитетов заняли прямо противоположную позицию: отговаривают жителей от посещения информационных собраний, от участия в проводимых голосованиях и т. д.

Собственник должен понять, что его участие в выборе способа управления общедомовым имуществом обязательно, дом не может функционировать в том виде, в котором он находился до сих пор.

В противном случае способ управления домом будет определен на конкурсной основе.