В Москве с каждым годом появляется все больше товариществ собственников жилья. Перед многими из них стоит одна и та же проблема: как снизить свои издержки, причем таким образом, чтобы при этом не страдало качество услуг.

Несмотря на сложность этой задачи, она вполне решаема. При грамотном подходе и последовательных действиях экономить можно практически на всех расходных статьях.

Больше домов — меньше расходов Любому ТСЖ необходим определенный обслуживающий персонал: председатель, бухгалтер, дворник, слесарь (иногда и не один), уборщица, лифтер... Если дом многоквартирный, то содержание такого числа работников в пересчете на каждого жильца обойдется в незначительную сумму, но что делать обитателям небольших домов?

Может получиться так, что с созданием в доме ТСЖ расходы на персонал даже возрастут. В этой ситуации небольшим ТСЖ, к которым относится основная масса подобных объединений, нужно действовать совместными усилиями. Чем больше площадей обслуживается одним управленческим аппаратом, тем меньше затрат будет на одну квартиру, на одного жителя. В каждом микрорайоне можно и нужно создавать несколько объединенных ТСЖ. По этому принципу, кстати, работают ДЕЗы, имея объединенные диспетчерские пункты, подрядчиков, обслуживающих дворовую территорию и жилые дома по принципу территориальности. При этом, создавая подобное объединение, каждое ТСЖ остается отдельным юридическим лицом, сохраняя полную автономию.

Не надо сорить деньгами Еще больше средств, чем на персонал, приходится тратить на оплату различных ресурсов: отопления, электричества, водоснабжения и т. д.

Перед тем, как начать проводить «ревизию» в этой сфере, необходимо установить счетчики, чтобы оценить размер реальных затрат. А дальше следует начинать искать способы экономии. «Изобретать велосипед» не потребуется: для большинства ТСЖ подойдут одни и те же приемы. К примеру, в одном из товариществ на общем собрании собственников было принято решение выполнить комплексный ремонт электросетевого хозяйства дома.

Отремонтировали все электрощитовое оборудование, установили энергосберегающие лампы с датчиками движения, провели ревизию несанкционированного подключения к внутридомовым сетям. В результате сумма начислений за общедомовые нужды снизилась в пять раз.

Экономия может быть на порядок больше. Но для этого одних «лампочек» мало, понадобится модернизация оборудования и инженерных коммуникаций всего здания.

Работа сложная, но и перспективы открываются заманчивые.

Помимо коммунальных услуг, связанных с использованием энергии, в доме есть и другие — в частности, вывоз мусора. Экономить можно и здесь. Например, при вывозе отходов выгоднее рассчитывать тариф не с объема, а с тонны. Для этого жителям необходимо перейти на раздельный сбор мусора. Зато экономия по среднестатистическому дому может достичь значительных показателей.

ТСЖ нуждается в рекламе В ТСЖ можно и нужно искать не только варианты экономии, но и источники прибыли. Жилищный и Граж данский кодексы РФ гласят:

общие помещения много квартирных домов находятся в долевой собственности владельцев квартир. Последние имеют полное право распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе — сдавая в аренду.

Собственники жилья также имеют полное право оформить дворы в свою собственность. И тогда на придомовой территории можно, например, поставить киоск, владельцы которого будут платить за аренду.

Другая интересная статья доходов — реклама. Поправки в Жилищный кодекс обязали рекламодателей платить жильцам за аренду рекламных площадей. Некоторые ТСЖ получают дополнительные средства, заключая договоры с провайдерами, телефонными компаниями, которые платят за транзитные кабели, идущие через дом.

Можно с уверенностью утверждать, что в любом российском ТСЖ есть «резервы» для экономии. А вот как именно воспользуются ими жильцы, зависит только от них самих. Результатов можно добиться, лишь занимая активную позицию. Ведь смысл жилищной реформы не в «смене вывесок», а в том, чтобы люди научились управлять своими домами, основываясь исключительно на прагматичном подходе.

А. Ржаной__