|
|
В декабре 2004 г. Государственная Дума приняла историческое решение о
возобновлении празднования Дня народного единства.
Почему вдруг понадобилось вспоминать, да еще и закреплять в календаре
события далекого XVII века? Три года назад многие предположили, что
депутаты решили отодвинуть на второй план «красный день календаря» —
очередную годовщину Октябрьской революции. Вероятно, это так, но лишь
отчасти. Достаточно вспомнить, что на протяжении столетий 22 октября (по
старому стилю) отмечалось как главный государственный праздник.
В начале XVII века Россия была захвачена польско-литовскими войсками. В
тот период, названный Смутным временем, в стране отсутствовала
государственность, Россия погрузилась в гражданскую войну, вплотную
столкнувшись с угрозой распада, утраты независимости и самобытности. И
тогда сам народ встал на защиту Отечества, осознав необходимость
объединения сил перед внешними и внутренними угрозами.
События конца октября 1612 г. по старому стилю действительно всколыхнули
всю Россию, объединили ее. В ополчение Минина и Пожарского шли и
русские, и татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, и другие народы
Поволжья и Приуралья. На борьбу с врагом поднялись бояре, дворяне,
дьяческая среда и казаки. Вдохновителями борьбы явились русские
православные лидеры — патриарх Гермоген и монахи Троице-Сергиева
монастыря. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря
усилиям всего народа, всех слоев, всех национальностей России.
В начале ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив
Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и
сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе.
Таким образом, День народного единства — праздник, возникший не по
указке государевой, а стихийно. И когда после 1917 г. он отошел в тень,
это было несправедливо, прискорбно и антиисторично. И сегодня — уже в
новых исторических условиях, в условиях деидеологизации праздника, в
условиях свободы — этот праздник вновь выдвигается на первый план.
4 ноября (по новому стилю) также день празднования иконы Казанской
Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского. Считается, она
помогла добиться победы и освободить русскую святыню — Кремль.
Именно поэтому, по слову Патриарха Алексия II, «День народного единства
символизирует идею национального согласия и сплочения общества. Он
призван напомнить нам, что мы, жители России разных возрастов и
национальностей, убеждений и вероисповеданий, представляющие различные
социальные группы, являемся единым народом с общими корнями и общим
будущим. Россия — наша общая Родина, и ее будущее зависит от каждого из
нас».
. |
|