|
Генплан развития Одним из наиболее значимых законов, принятых депутатами МГД, стал Генеральный план развития Москвы. По сути, была проведена актуализация уже имеющегося Генерального плана столицы на период с 2010 по 2025 гг. Главная задача, которая стояла перед разработчиками документа и депутатами, — привести все градостроительные законы столицы в соответствие с новым Градостроительным кодексом РФ. Впервые в ходе принятия закона были проведены публичные слушания, от жителей города и экспертов поступило несколько сотен поправок. Они делятся на две группы: системные и уточняющие. Важная системная поправка: помимо обязательной актуализации раз в пять лет Генплан будет рассматриваться Московской городской Думой один раз в три месяца с тем, чтобы вносить в него продиктованные жизнью изменения. Речь идет, в частности, о выявлении памятников истории и культуры, уточнении границ между Москвой и Московской областью, переименовании улиц и т. д. Генпланом утверждаются функциональное планирование города (каждый район получает индекс своего функционального назначения: жилой, общественный, промышленный и т. д.), а также зоны прохождения дорог. Главная задача Генерального плана — формирование городской среды, благоприятной для ее жителей. Поэтому в актуализированном Генеральном плане особое внимание уделено социальной составляющей. Еще один значимый документ, касающийся буквально каждого жителя столицы, — Закон «Основы жилищной политики города Москвы». Он был принят Думой в январе 2010 г. Это стало важным шагом на пути к созданию городского жилищного кодекса, призванного завершить реформу столичного жилищного законодательства. Предыдущий закон «Основы жилищной политики города Москвы» был принят в 1998 г. Несмотря на то, что впоследствии в него вносились изменения, большая часть норм устарела, поэтому и возникла необходимость принятия новой редакции. В рамках полномочий, предоставленных Жилищным кодексом субъектам РФ, законом устанавливаются порядок предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда города Москвы, в том числе жилых помещений по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. Помимо этого, документ предусматривает порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также устанавливает законодательные основы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, меры по сохранению жилищного фонда и использованию жилых помещений по назначению. Кроме того, закон регламентирует вопросы обмена жилыми помещениями. На социальной защите москвичей Одним из важных документов, касающихся социальной сферы, стал закон «Об охране здоровья в городе Москве». Он закрепляет основные принципы государственной политики в сфере охраны здоровья москвичей, государственные гарантии соблюдения прав пациентов, порядок информирования жителей столицы о ситуации в сфере здравоохранения. Закон устанавливает возможность страхования профессиональной ответственности врача, что позволяет в большей степени защитить и пациента, и врача, а также упростить процедуру урегулирования разногласий. Закон достаточно лаконичен. При этом он учитывает специфику системы здравоохранения в таком крупном мегаполисе, как Москва. После принятия документа во втором чтении депутаты внесли в него 16 поправок. Большая часть из них нашла свое отражение в законе. В частности, в документе появилась новая статья «Первичная медикосанитарная помощь в городе Москве», закрепляющая порядок ее оказания. Кроме того, новые положения устанавливают обязательность предоставления всеми учреждениями здравоохранения столицы ряда бесплатных услуг. В апреле депутатами был принят Закон «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». В ходе работы над законопроектом в него были внесены важные поправки. Прежде всего, изменено название документа: в него внесено дополнение «и патронажа». Патронаж — это форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности. Таким образом, новый закон имеет отношение не только к детям и подросткам, но и ко взрослым людям, нуждающимся в опеке. Что же касается несовершеннолетних, то, согласно закону, на территории столицы действуют две договорные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: приемная семья и патронатное воспитание. Приемная семья является приоритетной формой устройства сирот, однако в последние годы в столице активно развивается и патронат. Теперь законодательно закреплены особенности патроната. Так, передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется в случае невозможности устройства ребенка на иные формы семейного воспитания (усыновление, опека, попечительство, приемная семья); патронатное воспитание устанавливается на основании договора на определенный срок (не менее трех месяцев и не более года); кандидат в патронатные воспитатели проходит специальную подготовку; патронатному воспитателю может быть передано не более трех детей; и ребенку, и патронатному воспитателю предоставляется обязательное сопровождение образовательными, медицинскими и социальными организациями. Закреплено ежемесячное вознаграждение приемного родителя или патронатного воспитателя: оно устанавливается в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в семью, и составляет 15 155 рублей. Еще один новый документ, касающийся семейной политики, — Закон «О внесении изменения в статью 3.12 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”». По закону, подросткам, не достигшим 18летнего возраста, в любое время суток запрещается появляться в таких заведениях, как секс-шопы, букмекерские конторы и тотализаторы. Максимальная величина штрафов для должностных и юридических лиц по этой статье остается прежней — 5000 и 30 000 рублей соответственно. Ночным временем теперь будет считаться период не с 23.00 до 7.00, а с 23.00 до 6.00, то есть ночное время сократится на один час. Расширяется перечень мест, где детям до 16 лет запрещено находиться ночью одним. К развлекательным заведениям добавятся интернет-кафе, стройплощадки, авто- и железнодорожные магистрали, путепроводы, парки, водоемы и их берега, этажи, чердаки, крыши, подвалы жилых домов и ряд других помещений и территорий. За нарушение детьми этой нормы их родители заплатят штраф в размере от 100 до 500 рублей. Для поддержки детейинвалидов депутатами Мосгордумы принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Этот закон — первый в своем роде не только на региональном, но и на федеральном уровне. Он закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование, создает необходимые условия для эффективного обучения с учетом индивидуальных потребностей. Документ устанавливает порядок организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных образовательных учреждениях, так и на дому, а также в любом другом избранном учреждении образования. Уже сегодня более 50 000 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях Москвы. Из них 19 000 детей имеют статус инвалида. Если раньше обучение таких детей осуществлялось только в специализированных учреждениях или на дому, то сейчас 49 процентов (9000 человек) посещают общеобразовательные учреждения, 35 процентов обучаются в специальных коррекционных учреждениях, еще 5 процентов овладевают профессиями и специальностями в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а 11 процентов посещают дошкольные образовательные учреждения. Выборное законодательство В феврале Мосгордумой принято постановление «Об отзыве на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». Предусматривается, что число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, устанавливаемое его конституцией (уставом), должно составлять: не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 000 человек; не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 000 до 1 миллиона человек; не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 до 2 мил лионов человек; не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек. Закон вступает в силу в сентябре 2011 г., это значит, что очередные выборы в Московскую городскую Думу пройдут по новым правилам и в столичном парламенте будет не 35 депутатов, а как минимум 45. В мае был принят Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 “Избирательный кодекс города Москвы”». Закон уточняет правовое регулирование отношений, касающихся предоставления бесплатных эфирного времени и печатной площади в ходе выборов депутатов Московской городской Думы и органов местного самоуправления. В законе отменяются действующие нормы об обязанности политических партий, выдвинувших городские списки кандидатов, которые получили на выборах менее 3% голосов избирателей, возмещать стоимость бесплатного эфирного времени, предоставленного им организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации. С учетом сложившейся практики законодательного регулирования нормами закона установлено, что при равном числе полученных кандидатами голосов избирателей избранный кандидат определяется жребием в порядке, установленном организующей выборы избирательной комиссией до начала этой процедуры. Также предусматривается увеличение сроков полномочий территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований с 4 до 5 лет и отмена досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, депутатами Мосгордумы принято постановление «Об общественном консультативном совете политических партий при Московской городской Думе». Совет будет проводить политические консультации по широкому кругу общественно значимых вопросов для обеспечения взаимодействия между органами государственной власти столицы и политическими партиями, прошедшими государственную регистрацию. Совет станет работать на общественных началах и будет формироваться на срок полномочий депутатов Думы очередного созыва. Среди основных функций Совета — подготовка заключений на проекты правовых актов, внесенных в Думу, и на поступающие в Думу предложения, направленные на решение городских проблем. Кроме того, члены Совета займутся подготовкой предложений по вопросам совершенствования законодательства города Москвы и по вопросам, отнесенным к компетенции Думы. В состав Совета войдут по два представителя от московских региональных отделений партий. Заседания Совета будут проводиться открыто не реже одного раза в месяц. По итогам работы за шесть месяцев координатор Совета будет делать доклад на заседании Думы. Более подробная информация о работе Правительства Москвы и депутатов Московской городской Думы размещена на сайтах www.mos.ru, www.duma.mos.ru и информационно- справочном портале www.mpress.ru.__
|
||
---|---|---|---|