В декабре 2004 г. Государственная Дума приняла историческое решение о возобновлении празднования Дня народного единства.
Почему вдруг понадобилось вспоминать, да еще и закреплять в календаре события далекого XVII века? Три года назад многие предположили, что депутаты решили отодвинуть на второй план «красный день календаря» — очередную годовщину Октябрьской революции. Вероятно, это так, но лишь отчасти. Достаточно вспомнить, что на протяжении столетий 22 октября (по старому стилю) отмечалось как главный государственный праздник.
В начале XVII века Россия была захвачена польско-литовскими войсками. В тот период, названный Смутным временем, в стране отсутствовала государственность, Россия погрузилась в гражданскую войну, вплотную столкнувшись с угрозой распада, утраты независимости и самобытности. И тогда сам народ встал на защиту Отечества, осознав необходимость объединения сил перед внешними и внутренними угрозами.
События конца октября 1612 г. по старому стилю действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. В ополчение Минина и Пожарского шли и русские, и татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, и другие народы Поволжья и Приуралья. На борьбу с врагом поднялись бояре, дворяне, дьяческая среда и казаки. Вдохновителями борьбы явились русские православные лидеры — патриарх Гермоген и монахи Троице-Сергиева монастыря. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря усилиям всего народа, всех слоев, всех национальностей России.


В начале ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Таким образом, День народного единства — праздник, возникший не по указке государевой, а стихийно. И когда после 1917 г. он отошел в тень, это было несправедливо, прискорбно и антиисторично. И сегодня — уже в новых исторических условиях, в условиях деидеологизации праздника, в условиях свободы — этот праздник вновь выдвигается на первый план.
4 ноября (по новому стилю) также день празднования иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского. Считается, она помогла добиться победы и освободить русскую святыню — Кремль.
Именно поэтому, по слову Патриарха Алексия II, «День народного единства символизирует идею национального согласия и сплочения общества. Он призван напомнить нам, что мы, жители России разных возрастов и национальностей, убеждений и вероисповеданий, представляющие различные социальные группы, являемся единым народом с общими корнями и общим будущим. Россия — наша общая Родина, и ее будущее зависит от каждого из нас».
.