В последнее время в Москве активно идет процесс создания ТСЖ, к управлению многоквартирными домами подключается все больше горожан. Вместе с тем, все чаще в различных СМИ появляются публикации, направленные против товариществ собственников жилья. Жители обеспокоены подобной информацией, причем опасения возникают у членов не только недавно созданных товариществ, но и ТСЖ со стажем. За разъяснениями мы обратились к заместителю председателя Административной комиссии по делам об административных правонарушениях С.Ю. Зотову:

Прежде всего, многие жители боятся повышения тарифов на оплату жилищнокоммунальных услуг после соз дания ТСЖ, рассказывает Сергей Юрьевич. Этого не произойдет. Все законы и постановления Правительства Москвы, касающиеся установления тарифов, свидетельствуют о том, что с созданием ТСЖ размеры платежей за ЖКУ не увеличатся и будут соответствовать ставкам Правительства Москвы.

Все льготы и субсидии на оплату при этом сохраняются.

Платежи проводятся централизованно, через созданную в городе систему единых информационно-расчетных центров. Все эти платежи подконтрольны как проверяющим органам, так и самим жителям.

Если жители не доверяют правлению, можно переизбрать его членов, ревизионную комиссию, можно даже внести изменения в устав. При этом управа обязана оказать полное содействие в проведении такого рода мероприятий, в том числе помочь подготовить все необходимые документы по голосованию. В префектуре создана специальная комиссия, которая рассматривает вопросы как по созданию ТСЖ, так и по организации его дальнейшей деятельности. Опыт сотен ТСЖ в Москве показал высокую эффективность такого способа управления. ТСЖ в доме лучше всего отвечает интересам собственников, но только в том случае, если они проявляют активность.

Еще один миф: если в доме, где создано ТСЖ, сделан капитальный ремонт, то жители будут обязаны возместить затраты на выполненные работы, вернуть деньги в бюджет. Это неверное представление. На этот счет есть два постановления Правительства Москвы: от 4 декабря 2007 г. № 1032-ПП и от 27 января 2009 г. № 50. В них говорится, что капитальный ремонт в многоквартирных домах ведется исключительно за счет бюджетных средств.

Многие жители всерьез опасаются, что правление товарищества может без их ведома принять решение о сдаче в аренду или продаже части общего имущества здания. В статье 36 Жилищного кодекса сказано, что многоквартирный дом состоит из трех частей. Первая часть это квартиры, которые принадлежат соб ственникам, вторая нежилые помещения, в которых располагаются офисы, магазины, третья часть это общее имущество: коридоры, тамбуры, лестничные марши, стены, крыша, лифт, чердаки и подвалы. В законе четко сказано, что решение о сдаче в аренду общего имущества можно принять исключительно на общем собрании соб ствен ников, с согласия не менее двух третей голосов от общего числа. Только председатель или правление не правомочны принимать такое решение. Кроме того, в соответствии с Жилищным кодексом продажа общего имущества или уменьшение размера общего имущества возможны исключительно по решению всех собственников жилья.

Часто задают вопрос о том, может ли ТСЖ обанкротиться? Могут ли жители лишиться своих квартир? Обанкротиться может любая организация. Но ТСЖ это особая форма. В статье 135 Жилищного кодекса РФ говорится о том, что собственники квартир, помещений члены товарищества не отвечают по обязательствам ТСЖ. Если ТСЖ обанкротится, собственники не отвечают никаким своим имуществом и своими деньгами, они не обязаны ни за что платить.

Кроме того, в Москве не было зафиксировано ни одного случая банкротства ТСЖ.

Бытует также мнение, что если в доме создано ТСЖ, государство снимает с себя всякую ответственность за проблемы жилищного фонда. Это еще один миф. Органы исполнительной власти по закону обязаны обеспечивать эксплуатацию, создавать условия для управления многоквартирными домами. Это не значит, что государство теперь обязано содержать дома и через ДЕЗы ими управлять.

Этой обязанности уже нет.

Но государство должно обеспечить условия для того, чтобы были созданы управляющие организации, которые должны действовать на свободном рынке, должны быть созданы ТСЖ, иные формы самоорганизации граждан или иные способы самоуправления. А обязанность жителей, собственников состоит в том, чтобы выбирать способ управления, контролировать управляющую организацию, заключать с ней договоры об управлении и создавать товарищество собственников жилья. Поэтому главным теперь в системе является не государство, а житель, соб ствен ник.

Подготовил Д. Спасский