«Сыскать подлинную электрической силы причину и составить ее полную теорию» — такую задачу ставил великий Ломоносов, и над ее решением немало потрудились отечественные специалисты — Петров, Чиколев, Яблочков, Лодыгин. Еще в 1856 г. 10 электрических солнц осветили Кремль по проекту русского изобретателя Шпаковского. Хотя первые дуговые фонари какое-то время именовались «яблочковыми», в области коммерческой эксплуатации местные жители были вынуждены уступить пальму первенства своим иностранным друзьям, давно и хлопотливо окучивавшим ниву московского городского хозяйства.

 

(Окончание. Начало в № 1, 2009 г.)

 

В 1886 г. в России было учреждено акционерное общество электрического освещения, большая часть капитала которого принадлежала вездесущей фирме «Сименс». В Москве на углу Б. Дмитровки и Георгиевского переулка была построена первая центральная электростанция. В 1895 г. Мосгордума заключает с АО договор сроком на 50 лет, согласно которому последнее обязалось построить одну или несколько электростанций и освещать электричеством улицы по требованию города. В 1897 г. введена в эксплуатацию электростанция переменного тока на Раушской набережной. За нарушение энергоснабжения власти строго взыскивали — например, в 1909 г. управа наложила на электрическое общество штраф в размере 3 руб. с каждого фонаря за «блэкаут», случившийся в связи с дефектом кабеля. Но и в 1911 г. «Московский листок» жалуется на непроницаемый мрак даже на Тверской, «где с наступлением сумерек происходит бешеная езда лихачей».

 

За счет внутренних резервов

Наши немецкие помощники предусмотрели все так, чтобы станция работала на дорогом привозном топливе, поэтому очень кстати в Подмосковье в 1913 г. была построена электростанция на торфе, откуда спустя год протянулась первая в России линия электропередач до измайловской подстанции. В 1915 г. она была объединена с раушской станцией в единую сеть московской энергетической системы. Электричество все увереннее входило в быт, а за ним тянулись счетоводы. В музее «Огни Москвы» каждый может созерцать счет, выписанный жильцу Кваскову Я.Г., проживавшему по ул. Знаменка в доме Румянцевского музея (позднее библиотеки им. Ленина), за пользование электричеством в период с 29 января по 3 марта 1910 г. За этот период жилец нажег 163 «гектоуатт-часа», и по тарифу 2 с него за это получили 3 руб. 26 коп. плюс 40 копеек за прокат счетчика — задолго до Чубайса энергосбыт ценил свои услуги чрезвычайно дорого, но охотно шел навстречу желающим. К началу 1913 г. электричеством освещалось большинство центральных улиц, площадей, бульваров, а также ряд улиц на окраинах города, где были проложены трамвайные пути (в 1907 г. запущена специальная трамвайная подстанция у Каменного моста). Однако уже в августе 1914 г. реконструкцию уличного освещения пришлось прекратить по не зависящим от властей причинам. Мировая война повлекла ограничение освещения примерно на три четверти, последующие события довершили кризис отрасли, которая в декабре 1917 г. перешла в ведение Моссовета. В 1918 г. освещение улиц осуществлялось до 11 часов вечера — и только в зимнее время. Зимой 1919–1920 гг. по вечерам ненадолго зажигались 1300 ламп накаливания по 50 свечей и 188 дуговых фонарей. В лунные ночи и летом освещение вообще не действовало. В январе 1920 г. при отделе благоустройства Моссовета организован подотдел наружного освещения. В Москве лампы из фонарей на площади у храма Христа Спасителя были сняты и установлены у братских могил на Красной площади. Без особой спешки обустраивались жилые массивы — как о крупном достижении пресса рапортовала в декабре 1923 г. об установке 33 керосино-калильных фонарей на Хамовнической набережной и о восстановлении 11 аналогичных светильников на Мясницкой улице. Одновременно власти попытались улучшить освещение рабочих районов — для этой цели Моссовету в феврале 1924 г. было предложено накинуть 6% на энерготариф в черте города. Действительно, в районах Тестовского поселка, Черногрязской слободы, в селе Черкизово и в Марьиной роще были установлены 350 двадцатисвечных фонарей, а также 25 керосинокалильных фонарей в Алексеевско-Ростокинском районе.

С этим благородным начинанием были связаны и некоторые проблемы — жители Москвы в те трудные годы растаскивали керосин, фонарные стекла и горелки, а фонарные столбы и сами использовались в качестве топлива. Если в начале 1918 г. в Москве насчитывалось 3393 керосиновых фонаря, то в конце года — всего 379. Еще большим спросом пользовалось электрооборудование — известный советский писатель признавался, что в годы разрухи извлекал средства к существованию, вывинчивая лампочки в общественных местах и продавая их на толкучке.

 

Под страхом исправительных работ

Старая Москва основные материалы для освещения получала из Германии. Поскольку собственная электротехническая промышленность только зарождалась, пришлось своими силами организовать производство калильных сеток. В 1922 г. из-за границы были получены электрические лампы и детали фонарей, что позволило дать ремонт основным средствам, а в 1924 г. всего за 36 часов обеспечить освещение мавзолея Ленина, что подотдел особо ставил себе в заслугу.

В 1924 г. в городе действует уже 8800 фонарей, было увеличено и количество часов горения (до полвторого ночи), сократился летний перерыв. Чтобы обеспечить общественную безопасность в предутренние часы, подотделу поручается установка освещаемых домовых знаков, естественно за счет домоуправлений, которые обязаны были внести в кассу МКХ (Театральный пр. д. 3, подъезд № 2) в пределах Садового кольца по червонцу, а в прочих районах почему-то 6 руб. 50 коп. Власти действовали весьма напористо, в характерной для той поры манере грозили штрафом до 100 руб. золотом или исправительными работами на срок до 1 месяца, и к 1927 г. количество номерных фонарей достигло 27 тыс.

В свое время т. Ленин характеризовал коммунизм как сумму советской власти и электрификации всей страны. Естественно, что Москва извлекала из этой формулы выгоду в первую очередь — в 1931 г. были ликвидированы последние керосинокалильные фонари, а в 1932 — газовые; город полностью осветился электричеством. Началось освоение производства новых газоразрядных источников света — ртутных и натриевых ламп. При этом велась борьба с непроизводительным расходом электроэнергии — например, в декабре президиум Моссовета обязал учреждения Московской области сократить ежемесячный расход на 20% путем уменьшения мощности ламп, содержания их в чистоте и т. п. (неэкономных руководителей предлагалось нещадно штрафовать).

На улице Горького был устроен опытный участок, от площади Пушкина до площади Маяковского, освещенный ртутными лампами. Однако неудовлетворительная цветность излучения этих ламп, искажающая лица людей, явилась причиной их быстрой замены по настоятельным требованиям населения, в первую очередь дам. В 1937 г. установлены нормы освещенности в зависимости от уличного трафика — на транзитных магистралях, где проходило свыше 3 тыс. машин в сутки, минимальная освещенность была установлена в 6 люксов (позволявших читать газету), тогда как на внутриквартальных проездах считался достаточным показатель 0,2. В конце 1940 г. в Москве на 1115 улицах было установлено 40 812 светильников. Старые перегруженные сети МОГЭСа уже не справлялись, поэтому с 1935 г. началось строительство новой высоковольтной сети.

 

Улицы разбитых фонарей

С началом войны Мосгорсвет был реорганизован в городскую контору наружного освещения, считавшуюся аварийно-восстановительным батальоном в составе войск МПВО. Весь личный состав переведен на казарменное положение. В условиях введенного затемнения совершенно непригодными оказались самые распространенные светильники типа «шар» и «вашингтон», открытые сверху. После разгрома немцев под Москвой начинается оборудование маскировочного освещения. Вместо мощных светильников устанавливаются специальные маскировочные с лампами 12, 25, 40 люменов (в 1 люмен оценивается световой поток, который испускает под определенным углом обычная свеча). 17 октября 1942 г. такое освещение заработало на стратегических магистралях города. Пришлось ущемить и бытовые нужды — 5 декабря Моссовет разрешил пользоваться электрическим освещением в комнатах не более 7 часов в сутки, мощность ламп в жилых комнатах до 15 кв. м допускалась не более 16 ватт. В 1943 г. в Москве действует 3500 светомаскировочных светильников мощностью 97 квт. В декабре восстанавливается трест Мосгорсвет. 1944 г. — действуют уже 22 600 маскировочных светильников мощностью 630 квт. С 30 апреля 1945 г. затемнение в Москве было отменено.

После войны начали создаваться новые виды фонарей. Развитие трамвайного и троллейбусного движения потребовало совмещения опор контактной сети и сети наружного освещения, а следовательно, увеличения прочности и размеров опор. Это обстоятельство и общее направление архитектуры того времени весьма способствовали увеличению веса и громоздкости новых фонарей. Некоторые чугунные литые кронштейны для подвески двух и четырех светильников весили до 400 кг. Литые детали оформления фонарей были отнесены к категории художественного литья и стоили дорого. На их производство и установку тратилось до 50% средств, отпускаемых на освещение города. За 1946–1955 г. сети освещения выросли на 50%, число светильников увеличилось на 80%, началось внедрение люминесцентных светильников. Смена стиля, как это часто бывает, была обусловлена политическими соображениями. С началом «холодной войны» правительство было вынуждено принять ряд мер, направленных на экономию металла, электроэнергии, стальных труб и других материалов. Одной из таких мер стало решение Совета Министров СССР 1955 г. «О запрещении применения стальных труб для изготовления уличных фонарей». Тут-то появились бетонные опоры, штампованные формы, пластик и прочие более или менее современные атрибуты.

1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения Москвы: на проспекте Карла Маркса (бывший Охотный ряд) и площади Дзержинского (бывшая Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами. В первое время москвичи живо обсуждали непривычную золотистую окраску света, но потом оценили ее. Наружное освещение в столице развивалось за счет внедрения энергосберегающих технологий: светильники с ртутными лампами меняли на натриевые, и вечерняя Москва перекрашивалась из мертвенно-бледной гаммы в золотисто-желтую.

Система уличного освещения сравнительно легко перенесла перестройку и первые шаги демократии — если во дворах кое-где не утратил актуальности указ Петра 1699 г., то улицы и сейчас освещаются неплохо. Но, несмотря на технический прогресс, традиция низкопоклонства перед Западом пережила века. По случаю 850летия Москвы в центре города были установлены почти семь тысяч удивительных светильников фирмы «Дженерал электрик», полученных по программе «Гор — Черномырдин». Судя по всему, товар прочный, так что жить с ним придется еще долго.

Н. Голиков