Социальное согласие и благополучие любого региона зависит от согласованных действий власти, гражданских институтов и бизнеса. Особенно значимым такое согласие становится в годы экономической нестабильности. Документом, отражающим намерения московского городского сообщества на 2010 г., является Трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и объединением промышленников и предпринимателей столицы. 22 декабря 2009 г. подписано уже девятнадцатое по счету Трехстороннее соглашение и третье Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве. С содокладом на заседании Правительства Москвы выступил председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям М.И. Антонцев, который рассказал нашему корреспонденту об особенностях нынешнего Соглашения.

— Многолетняя и многоуровневая практика заключения трехсторонних соглашений доказала свою жизнеспособность и актуальность. Укрепляя и развивая систему социального партнерства в городе, мы одновременно стремимся к достижению общественного согласия и регулированию социально-трудовых отношений на законодательной основе.

Московская городская Дума 11 ноября 2009 года приняла новую редакцию Закона «О социальном партнерстве в городе Москве», который содержит значительные изменения по сравнению с ранее действующим законом. Впервые в закон введено понятие «соглашение о минимальной заработной плате», усовершенствован порядок проведения коллективных переговоров и заключения соглашений, определены социально-трудовые стандарты.

Социальные партнеры нашего города целенаправленно проводят политику повышения уровня заработной платы. В прошлом году, например, ее минимальный размер увеличивался трижды: в январе, в мае и в сентябре и составил на конец года 8700 рублей. С января 2010 года городской минимум заработной платы — 9500, а с мая будет 10 100 рублей. Принятое Соглашение готовилось очень трудно. За двенадцать месяцев индекс промышленного производства в городе сократился на 23 процента, и в течение всего года наблюдалось существенное колебание размеров задолженности по выплате заработной платы. Подготовить жизнеспособный, ответственный документ в такой обстановке было непросто. Ведь требуется согласование разных позиций, интересов и возможностей, договоренности по вопросам работы, жизни не только реального сектора экономики, но и жизни города в целом в условиях, как никогда далеких от идеальных. И тем не менее все-таки удалось запланировать двукратное повышение минимальной зарплаты.

Начиная с 2008 года в Соглашении по заработной плате прописываются такие ее размеры, чтобы они были не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения столицы. Однако это касается только тех работодателей, которые присоединились к Соглашению. В условиях экономической и финансовой нестабильности назрела необходимость принять городской закон о минимальном размере оплаты труда для того, чтобы это положение касалось всех работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города. Об этом я говорил в своем выступлении на заседании Правительства. Это предложение было поддержано, и мэр Ю.М. Лужков дал задание приступить к разработке соответствующего законопроекта.

И все-таки, несмотря на то что работа Трехсторонней комиссии в прошлом году проходила в напряженных условиях, принятие своевременных антикризисных мер позволяет считать сложившуюся в городе ситуацию вполне управляемой. Эффективно работала временная Комиссия по финансовому мониторингу организаций города, Межведомственный штаб по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда. Весь комплекс проведенных мероприятий позволил удержать уровень безработицы в пределах 1 процента от экономически активного населения, как это и было определено предыдущим Соглашением. Социальные обязательства городские власти выполнили в полном объеме: реализованы приоритетные мероприятия, запланированные в рамках Года равных возможностей, обеспечена стабильная работа всех городских инженерных систем и пассажирского транспорта, не допускались массовые увольнения, а там, где ожидалось значительное высвобождение работников, проводились профилактические мероприятия по их переобучению и занятости на оплачиваемых общественных работах.

Соблюдение трудовых прав работников обеспечивалось успешно действующими в системе социального партнерства городским правовым Центром «Защита» и Трудовым арбитражным судом. Предусмотренные в бюджете средства на обеспечение их деятельности позволяли оказывать москвичам бесплатную юридическую помощь. Все это будет иметь продолжение и в этом году.

Новое Соглашение содержит уже 212 пунктов, из них 34 новые обязательства, 11 из которых рекомендованы к включению в коллективные договоры. Главная особенность документа — это безусловное сохранение его социальной направленности. Наша задача — не допустить снижения достигнутого уровня и качества жизни и оказывать москвичам ту поддержку, которая стала привычной и необходимой за последние годы. В этом году расходы бюджета на социальную сферу утверждены в сумме 566,7 млрд. рублей, предусмотрено увеличение расходов на оплату труда, обеспечены гарантированные выплаты региональной социальной доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров до размера городского социального стандарта – 10 275 рублей. Обязательно продолжится строительство жилья по городскому заказу.

В новом московском Трехстороннем соглашении определены цели по восстановлению докризисного уровня основных отраслей экономики, промышленности, транспорта и связи, строительства, торговли. Приоритетом при этом будет поддержка инноваций, предприятий малого и среднего бизнеса, повышение производительности труда за счет технического перевооружения и модернизации предприятий. Предусмотрена государственная поддержка инвестиционным компаниям, реализующим социальные проекты. Все это позволит начать постепенное наращивание объемов промышленного производства. Главная тактическая задача на сегодня — ликвидировать задолженности по выплате заработной платы и выполнить обязательства по предотвращению роста регистрируемой безработицы свыше 1,4 процента. Для этого в бюджете предусмотрены дополнительные средства, а в Соглашение включено 41 мероприятие по обеспечению гарантий занятости. В этой связи считаю важнейшим событием прошлого года создание столичного Департамента труда и занятости населения. Сегодня права москвичей, лишившихся работы из-за кризиса, защищены гораздо лучше, а перспективы их скорейшего трудоустройства намного реальнее, чем в любом другом регионе страны. Стабильность рынка труда прямо зависит от сохранения, развития и подготовки квалифицированных кадров. В прошлом году дефицит рабочих кадров столицы снизился с 22 до 18 тысяч человек. Скорее всего это кризис снизил потребность, но ведь это временно. Для обеспечения бесперебойного функционирования реального сектора городской экономики мы должны подготовить не менее 25 тысяч работников по востребованным на рынке труда профессиям.

Не менее важна задача защиты национального рынка труда. Уверен, что снижение квоты трудовых мигрантов до 200 тысяч человек позволит многим москвичам, ищущим работу, трудоустроиться. «Нам нужно столько иностранных работников, сколько необходимо для экономики города, и ни одним человеком больше»,— заявляет мэр столицы Ю.М. Лужков, и депутатский корпус с ним в этом полностью согласен. Москва снова подготовила инициативы по изменению миграционного законодательства с целью усиления контроля за прибывающими к нам на работу иностранными гражданами. Сейчас они находятся на заключении в Правительстве РФ.

На очереди также детальный анализ городского законодательства в связи с изменениями в системе пенсионного, социального и медицинского страхования, принятыми на федеральном уровне. Предстоит серьезно продумать безусловное сохранение гарантий по обеспечению отдыха и оздоровления детей столицы за счет городского бюджета, поскольку средства из Фонда социального страхования на эти цели поступать не будут. В рамках Трехсторонней комиссии уже создана рабочая группа, которая приступила к разработке необходимых законопроектов.

Опыт формирования трехсторонних соглашений, накопленный в течение девятнадцати лет, показывает, что Соглашение стало одним из ведущих документов, по которому строится работа Правительства, профсоюзов и объединения работодателей в городе. Взяты серьезные обязательства по стабилизации экономики, сохранению рынка труда, обеспечению достойной зарплаты — «обязательства на грани невозможного», как выразился мэр Москвы Ю.М. Лужков. Но только такие масштабные цели и могут обеспечить поступательное развитие столицы и выполнение намеченных социальных программ.__